Народная медицина и травничество
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
ильин_день [15.07.2015 20:46] Илья Егоров создано |
ильин_день [29.10.2022 21:23] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Ильин день ====== | ====== Ильин день ====== | ||
+ | **Ильи́н день** (2 августа) – престольный праздник села Адамово, именно поэтому жители считают его одним из самых главных праздников. | ||
- | **Ильи́н день** (2 августа) – престольный праздник села Адамово. Отмечался очень широко – //«Ильин-то день здорово праздновали. Ой, народу всегда собировалось!»// - рассказывает Меньшиков Анатолий Гаврилович, 1934 г.р. За день до престола в Адамово приезжали жители соседних деревень, ночевали, а утром шли к часовне на кладбище. Приглашенный священник служил там молебен. Из Баргузина в деревню приходили и юродивые – «Убоги приезжали, они ходили из дома в дом, я помню, двое убогих было. Их садили, кормили, в этот день им никто не отказывал» ''(Сниховская Галина Гавриловна, 1940 г.р.)'' | + | Отмечался он очень широко. <q>Ильин-то день здорово праздновали. Ой, народу всегда собировалось!</q> - рассказывает <cite>Меньшиков Анатолий Гаврилович</cite>, 1934 г.р. За день до престола в Адамово приезжали жители соседних деревень, ночевали, а утром шли к часовне на кладбище. Приглашенный священник служил там молебен. Из Баргузина в деревню приходили и юродивые: <q>Убоги приезжали, они ходили из дома в дом, я помню, двое убогих было. Их садили, кормили, в этот день им никто не отказывал</q> (<cite>Сниховская Галина Гавриловна</cite>, 1940 г.р.) |
- | На Ильин день хозяйки старались поставить на стол самое вкусное, что было в доме. Готовить начинали за несколько дней: //«Творогу наварим и сметана своя, всякая творожная стряпушка, вафли и все делали в русской печке»// ''(Меньшикова Александра Ивановна, 1929 г.р.'') Пекли пироги с рыбой. Обязательным блюдом был Пшё́нник. Его готовили из манки или риса. В намазанной маслом крынке заваривали густую кашу, потом студили и переворачивали на тарелку, обливали сверху ягодным киселем. | + | На Ильин день хозяйки старались поставить на стол самое вкусное, что было в доме. Готовить начинали за несколько дней: <q>Творогу наварим и сметана своя, всякая творожная стряпушка, вафли и все делали в русской печке</q> (<cite>Меньшикова Александра Ивановна</cite>, 1929 г.р.) Пекли пироги с рыбой. Обязательным блюдом был пшё́нник. Его готовили из манки или риса. В намазанной маслом крынке заваривали густую кашу, потом студили и переворачивали на тарелку, обливали сверху ягодным киселем. |
- | Хотя Илью Пророка жители деревни воспринимают как защитника – //«Илья Пророк, вы знаете, он же покровитель моряков»// ''(Сниховская Галина Гавриловна, 1940 г.р)'', его боялись и относили праздник к грозным: //«В Уро был случай. Один мужик на покосе взял да подсмеялся во время грозы: «Вот Илюха-то бочки катат». И после этого как шар-то спустился, и они все сгорели»// ''(Меньшикова Александра Ивановна, 1929 г.р.)'' | + | <cite>Резникова Тамара Николаевна</cite> вспоминает, как отмечали этот праздник: <q>Они праздновали этот праздник: стряпали, шаньги помню вот такие большие, шаньги вот такие творожные мама все стряпала. Потом рыбаки приезжали на праздник и привозили рыбу свежую и на солнце вяленную, и такой омуль большой был, как сиг все равно. Гулянья были. В одном доме погуляют … , там и гармошка, и поют, потом маленько посидят в одной избе, в другую идут.</q> |
- | Работать на Илью Пророка было нельзя. За нарушение запрета Илья мог покарать очень жестоко – убить молнией ослушавшегося. После Ильина дня не купались. | + | Хотя Илью Пророка жители деревни воспринимают как защитника: <q>Илья Пророк, вы знаете, он же покровитель моряков</q> (<cite>Сниховская Галина Гавриловна</cite>, 1940 г.р), но его боялись, многие считали его сердитым. |
+ | |||
+ | Работать в Ильин было нельзя. Но некоторые нарушали этот запрет. Многие жители знают истории о работе в Ильин день, например, <cite>Меньшикова Александра Ивановна</cite>: <q>Вон в Читкане было. На покосе убило, сгорели все. Шарова молния попала в юрту, кругом стояли литовки – косы. Стояли кругом, а они не успели убрать. А там один парень такой был, шустрый. Вот также гром загремел, он говорит: «Ой, Илюха бочки катат». Видишь, вроде как подсмеялся. Вот тебе и бочки катать. А одни – их было семь человек, две девчонки, а одна успела поехать домой, там молоко да ишшо чё, продукты привехти на покос. И там шарова ее догнала. А этих всех убило. Головёшки одни, да ишшо и головёшки которые сгорели, вся юрта сгорела. Парень один кинулся в воду спастись- не спасся. Догнал Илья Пророк и там его. Вот так вот. И это не в Читкане, а в Телятниково. Косили в Читкане, а жили родители, все в село Телятниково. Такое было-было. И вот с тех пор в озный праздник никуда. Господь Бог все определят за нас, не надо этого делать.</q> |