Народная медицина и травничество
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Both sides previous revision Предыдущая версия Следущая версия | Предыдущая версия | ||
ильин_день [16.07.2015 15:29] Ульяна Курьянова |
ильин_день [29.10.2022 21:23] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 1: | Строка 1: | ||
====== Ильин день ====== | ====== Ильин день ====== | ||
+ | **Ильи́н день** (2 августа) – престольный праздник села Адамово, именно поэтому жители считают его одним из самых главных праздников. | ||
- | **Ильи́н день** (2 августа) – престольный праздник села Адамово. Отмечался очень широко – //«Ильин-то день здорово праздновали. Ой, народу всегда собировалось!»// - рассказывает Меньшиков Анатолий Гаврилович, 1934 г.р. За день до престола в Адамово приезжали жители соседних деревень, ночевали, а утром шли к часовне на кладбище. Приглашенный священник служил там молебен. Из Баргузина в деревню приходили и юродивые – «Убоги приезжали, они ходили из дома в дом, я помню, двое убогих было. Их садили, кормили, в этот день им никто не отказывал» ''(Сниховская Галина Гавриловна, 1940 г.р.)'' | + | Отмечался он очень широко. <q>Ильин-то день здорово праздновали. Ой, народу всегда собировалось!</q> - рассказывает <cite>Меньшиков Анатолий Гаврилович</cite>, 1934 г.р. За день до престола в Адамово приезжали жители соседних деревень, ночевали, а утром шли к часовне на кладбище. Приглашенный священник служил там молебен. Из Баргузина в деревню приходили и юродивые: <q>Убоги приезжали, они ходили из дома в дом, я помню, двое убогих было. Их садили, кормили, в этот день им никто не отказывал</q> (<cite>Сниховская Галина Гавриловна</cite>, 1940 г.р.) |
- | На Ильин день хозяйки старались поставить на стол самое вкусное, что было в доме. Готовить начинали за несколько дней: //«Творогу наварим и сметана своя, всякая творожная стряпушка, вафли и все делали в русской печке»// ''(Меньшикова Александра Ивановна, 1929 г.р.'') Пекли пироги с рыбой. Обязательным блюдом был Пшё́нник. Его готовили из манки или риса. В намазанной маслом крынке заваривали густую кашу, потом студили и переворачивали на тарелку, обливали сверху ягодным киселем. | + | На Ильин день хозяйки старались поставить на стол самое вкусное, что было в доме. Готовить начинали за несколько дней: <q>Творогу наварим и сметана своя, всякая творожная стряпушка, вафли и все делали в русской печке</q> (<cite>Меньшикова Александра Ивановна</cite>, 1929 г.р.) Пекли пироги с рыбой. Обязательным блюдом был пшё́нник. Его готовили из манки или риса. В намазанной маслом крынке заваривали густую кашу, потом студили и переворачивали на тарелку, обливали сверху ягодным киселем. |
- | Хотя Илью Пророка жители деревни воспринимают как защитника – //«Илья Пророк, вы знаете, он же покровитель моряков»// ''(Сниховская Галина Гавриловна, 1940 г.р)'', его боялись и относили праздник к грозным: //«В Уро был случай. Один мужик на покосе взял да подсмеялся во время грозы: «Вот Илюха-то бочки катат». И после этого как шар-то спустился, и они все сгорели»// ''(Меньшикова Александра Ивановна, 1929 г.р.)'' | + | <cite>Резникова Тамара Николаевна</cite> вспоминает, как отмечали этот праздник: <q>Они праздновали этот праздник: стряпали, шаньги помню вот такие большие, шаньги вот такие творожные мама все стряпала. Потом рыбаки приезжали на праздник и привозили рыбу свежую и на солнце вяленную, и такой омуль большой был, как сиг все равно. Гулянья были. В одном доме погуляют … , там и гармошка, и поют, потом маленько посидят в одной избе, в другую идут.</q> |
- | Работать на Илью Пророка было нельзя. За нарушение запрета Илья мог покарать очень жестоко – убить молнией ослушавшегося. После Ильина дня не купались. | + | Хотя Илью Пророка жители деревни воспринимают как защитника: <q>Илья Пророк, вы знаете, он же покровитель моряков</q> (<cite>Сниховская Галина Гавриловна</cite>, 1940 г.р), но его боялись, многие считали его сердитым. |
- | + | ||
- | Когда-то в с. Адамово был престол иконы Пророка Ильи. Святой пророк Илья – один из величайших пророков ветхозаветного времени. Жил в 9 веке до Рождества Христова в Палестине. Икона была очень большая старинная, стояла она в доме купца Е.Я. Меньшикова. И в этот ом жители села ходили помолиться; зажечь свечку. Но особенным днем, конечно, считался день – 2 августа – праздник Ильин день. Со многих сел съезжались верующие и пожилые, и молодые, чтобы поклониться иконе Ильи Пророка. В этот день было всеобщее гуляние, работать и тем более косить, 2 августа было нельзя, так, как Ильин день считался грозовым праздником, может и молнией поразить и сено сжечь. Летом, когда долго не было дождя, жители села собирались, ставили икону на носилки, а под носилки садились дети, чтобы расти здоровыми, и несли икону к реке. У реки ставили икону, молились и просили дождя у Ильи Пророка. И дождь действительно начинался через один или два дня. Икону Ильи Пророка увезли из села в 80-х, прошлого столетия в церковь г. Улан-Удэ, но до сих пор Ильин день считается одним из самых главных праздников на селе. | + | |
- | Илья Пророк сердитый – многие говорят | + | |
- | + | ||
- | Они праздновали этот праздник: стряпали, шаньги помню вот такие большие, шаньги вот такие творожные мама все стряпала. Потом рыбаки приезжали на праздник и привозили рыбу свежую и на солнце вяленную, и такой омуль большой был, как сиг все равно. Гулянья были. В одном доме погуляют … , там и гармошка, и поют, потом маленько посидят в одной избе, в другую идут. – Резникова Тамара Николаевна | + | |
- | Как проводят Ильин день – все на покос – Бошарова Александра Иннокентьевна | + | |
- | + | ||
- | Я редактирую. --- //[[kurianova@adamovo.local|Ульяна Курьянова]] 16.07.2015 12:22// | + | |
+ | Работать в Ильин было нельзя. Но некоторые нарушали этот запрет. Многие жители знают истории о работе в Ильин день, например, <cite>Меньшикова Александра Ивановна</cite>: <q>Вон в Читкане было. На покосе убило, сгорели все. Шарова молния попала в юрту, кругом стояли литовки – косы. Стояли кругом, а они не успели убрать. А там один парень такой был, шустрый. Вот также гром загремел, он говорит: «Ой, Илюха бочки катат». Видишь, вроде как подсмеялся. Вот тебе и бочки катать. А одни – их было семь человек, две девчонки, а одна успела поехать домой, там молоко да ишшо чё, продукты привехти на покос. И там шарова ее догнала. А этих всех убило. Головёшки одни, да ишшо и головёшки которые сгорели, вся юрта сгорела. Парень один кинулся в воду спастись- не спасся. Догнал Илья Пророк и там его. Вот так вот. И это не в Читкане, а в Телятниково. Косили в Читкане, а жили родители, все в село Телятниково. Такое было-было. И вот с тех пор в озный праздник никуда. Господь Бог все определят за нас, не надо этого делать.</q> |