Народная медицина и травничество
Это старая версия документа.
Колдовки – коров портили
Выгон скота. Вставали в 4 утра. Выгоняли скот до старого парома (до Алтана – в другую сторону). Когда коровы наедались (сами искали корм в лесу), вставали в реку, так, что почти не было видно. Сейчас ходят по деревне.
Коровы-для молока, телята-для мяса
- «коров у нас мало, всего 13 семей держит» Между делом рассказывает про коров, что ходят сами, собака их пасёт. Имена коров: Снежинка, Милка, Ночка, Дочка, Крестик, Буренка (это их). А еще могут быть: Звездочка, Зорька, Пеструшка (пятнистая), «всяко называют». Жеребцы тут есть, они сейчас в Зорино. «Летом на Байкале они везде, зимой держат».
Коров держали – «жизнь была весёлая», всё своё было. Потом сил не стало держать коров, косить надо было много.
Коров охота было держать. В год по 3 головы забивали, мясо не продавали, а раздавали по родственникам. Что оставалось – делали тушёнку,вкуснее «магазинской».
. 12 дворов держит коров
Нет, такого не было. В каждой деревне ведь по-другому было. Как говорите вы, такого я не слышала. А вот воду на Крешшенье - ставили воду в стакан. Ложками меряли. А если, скажем, семь ложек столовых воды начерпашь и поставишь, - если вода прибавится, значит, это хорошо – ну, скотина отелится, кака-то прибыль в семье будет. А если убавится, это плохо – значит, умрёт кто-то. Вот такое ишшо было.
Из кожи коровьей делали ичиги.
Ещё сметаной мажут потрескавшееся коровье вымя
молоко крутят в сепараторе. Информантка его называет сепаратер. Из молока ещё варят творог и сметану. «Молоко ставили, оно скиснется, сверху соберут – останется простокишка (простокваша, кефир), а из неё сыворотка. Потом ставят на медленный огонь – и творог получится.
По женитьбе дали корову. Сыну тоже дали по корове (от тестя и от инорманта).
Вот Егоров день – это шестого мая, и до двадцать первого ноября, там Михайлов день, вот это надо пасти коров.
И вот эту вербу, когда гонят коров-то, вот этой вербой постягают, и коровы-то идут на степ
Корову могли сглазить.
В ПРОЦЕССЕ РЕДАКТИРОВАНИЯ
про местных «колдунов» - «нехороших людей». Рассказывает о том, как ей сделали так, что корова во двор не заходила, 15 человек корову не могли загнать