Народная медицина и травничество
Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.
Следущая версия | Предыдущая версия | ||
икона_ильи_пророка [15.07.2015 20:14] Илья Егоров создано |
икона_ильи_пророка [29.10.2022 21:23] (текущий) |
||
---|---|---|---|
Строка 2: | Строка 2: | ||
- | Важное религиозное и культурное значение для села Адамова имела **икона Ильи Пророка**. По словам старожил, ее на свои деньги приобрел купец Ефим Яковлевич Меньшиков примерно в конце XIX века, по другой версии, она была куплена на деньги, собранные жителями четырех сел – Адамово, Макарино, Зорино и Максимиха. Икону привезли в деревню зимой на конях прямо по озеру. | + | Важное религиозное и культурное значение для [[адамово|Адамово]] имела **икона Ильи Пророка**. По словам старожилов, ее на свои деньги приобрел купец [[ефим_меньшиков|Ефим Яковлевич Меньшиков]] примерно в конце XIX века, по другой версии, она была куплена на деньги, собранные жителями четырех сел – Адамово, Макаринино, Зорино и Максимиха. Икону привезли в деревню зимой на конях прямо по озеру. |
- | Стоял Илья Пророк в доме купца в горнице. Для нее был выделен специальный стол. Она была большая – около метра в высоту и хранилась в золотой или позолоченной ризе. Жители села, договорившись с хозяевами, могли приходить к ней молиться или выносить ее для совершения различных обрядов. | + | Стоял Илья Пророк в [[дом_ефима_меньшикова|доме купца]] в горнице, лицом на улицу. Для нее был выделен специальный стол. Жители села, договорившись с хозяевами, могли приходить к ней молиться или выносить ее для совершения различных обрядов. Приходили и из соседних деревень. |
===== Вынос иконы с молитвой о дожде ===== | ===== Вынос иконы с молитвой о дожде ===== | ||
Строка 10: | Строка 10: | ||
Практически все упоминают обряд вызывания дождя, который совершался летом в годы больших засух или пожаров. //«Если засуха была – дождя не было долго, то бабки ставили эту икону на носилки и несли эту икону на речку, молиться, чтобы дождик пошел. Я вот ребенком еще была, в школе училась, хорошо помню. Потом домой приходим – начинается гроза. Я вот с тех пор верю в это»// ''(Зарубина Любовь Анатольевна, 1960 г.р.)'' | Практически все упоминают обряд вызывания дождя, который совершался летом в годы больших засух или пожаров. //«Если засуха была – дождя не было долго, то бабки ставили эту икону на носилки и несли эту икону на речку, молиться, чтобы дождик пошел. Я вот ребенком еще была, в школе училась, хорошо помню. Потом домой приходим – начинается гроза. Я вот с тех пор верю в это»// ''(Зарубина Любовь Анатольевна, 1960 г.р.)'' | ||
- | Подробнее всего про обряд рассказала Меньшикова Александра Ивановна, которая сама носила икону, когда была моложе. В обряде принимали участие все верующие люди деревни, особенно те, кто не пил и не курил. Договаривались на воскресенье, собирались во второй половине дня, как с работы отпустят. Несли икону только женщины – по четыре человека, менялись, вслед за ними могли идти и мужчины, и дети. В доме у купца были специальные носилки, которые хранились в подполье: //«Вымоем носилки, поставим их, и на плечах носили, как покойника раньше носили на плечах, так и носилки несли. А ребятишки бегут и все под Илью Пророка садятся, а говорят, что все болезни собират Илья Пророк. А начинали идти, где напротив школы дом стоит. И оттудова мы пройдем сначала ко ключам туда, а потом идем обратно сюда. И заворачиваем вот в этот заулок, где магазины. И здесь на реку придем, здесь намоем все, помолимся, просим у Господа Бога дождь, батюшка Илья Пророк. И, глядишь, морочат, морочат. Свечи там зажжем. Стары л юди все молитвы, какие знаем, каждый по себе, читаем молитвы. Глядишь, день-два и польет дождь»// ''(Меньшикова А.И., 1929 г.р.)'' | + | Подробнее всего про обряд рассказала Меньшикова Александра Ивановна, которая сама носила икону, когда была моложе. В обряде принимали участие все верующие люди деревни, особенно те, кто не пил и не курил. Договаривались на воскресенье, собирались во второй половине дня, как с работы отпустят. Несли икону только женщины – по четыре человека, менялись, вслед за ними могли идти и мужчины, и дети. В доме у купца были специальные носилки, которые хранились в подполье: //«Вымоем носилки, поставим их, и на плечах носили, как покойника раньше носили на плечах, так и носилки несли. А ребятишки бегут и все под Илью Пророка садятся, а говорят, что все болезни собират Илья Пророк. А начинали идти, где напротив школы дом стоит. И оттудова мы пройдем сначала ко ключам туда, а потом идем обратно сюда. И заворачиваем вот в этот заулок, где магазины. И здесь на реку придем, здесь намоем все, помолимся, просим у Господа Бога дождь, батюшка Илья Пророк. И, глядишь, морочат, морочат. Свечи там зажжем. Стары люди все молитвы, какие знаем, каждый по себе, читаем молитвы. Глядишь, день-два и польет дождь»// ''(Меньшикова А.И., 1929 г.р.)'' |
Перед выносом хозяйка дома шептала тайную молитву, ворота во время всего обряда не запирались (исполнительница сравнивает этот обычай с выносом покойника). | Перед выносом хозяйка дома шептала тайную молитву, ворота во время всего обряда не запирались (исполнительница сравнивает этот обычай с выносом покойника). | ||
Строка 21: | Строка 21: | ||
Александра Ивановна вспомнила, что этой же иконой мужчины до войны обносили сильные лесные пожары. Женщины в этом обряде не участвовали, потому что страшно было. | Александра Ивановна вспомнила, что этой же иконой мужчины до войны обносили сильные лесные пожары. Женщины в этом обряде не участвовали, потому что страшно было. | ||
+ | ===== Описание ===== | ||
+ | Она была большая – около метра в высоту и хранилась в золотой или позолоченной ризе. Илья стоит с ножичком во весь рост и выглядит достаточно грозно. [[савельева_татьяна_фёдоровна|Т. Ф. Савельева]] боялась её в детстве: | ||
+ | <QUOTE> | ||
+ | Я вот маленька была, лет 6-7, и мне казалось - до чего ж он сердитый, батюшка Илья Пророк. | ||
+ | </QUOTE> | ||
===== Пропажа иконы ===== | ===== Пропажа иконы ===== | ||
- | В 80-е годы икона из деревни пропала. Кто конкретно продал ее и кому, доподлинно неизвестно. Сейчас эта икона, предположительно, находится в одном из храмов г. Улан-Удэ. | + | В 80-е годы икона из деревни пропала. Сейчас эта икона, предположительно, находится в одном из храмов г. Улан-Удэ. Пять лет назад её продавали за 2 млн.рублей, но адамовским её вернут бесплатно, если они построят церковь. В Адамово считают, что из-за пропажи этой иконы Бог наказывает засухами сейчас. |